Поиск по этому блогу

Кризисы взрослого периода у женщин

Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря на актуальность его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого, в настоящее время все еще недостаточно. В статье освещены теоретические взгляды на проблему развития личности в период взрослости. Раскрыто понятие «зрелый возраст» и дана характеристика развития личности в зрелом возрасте. Охарактеризованы подходы к определению кризиса развития и его специфика в зрелом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования видов кризисов, переживаемых личностью в различные периоды взрослости. Ключевые слова: взрослый период, зрелость, кризис развития, кризис середины жизни, личностный кризис, профессиональный кризис, событийнобиографический кризис.

Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря на актуальность его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого, в настоящее время все еще недостаточно. Впервые исследования, посвященные развитию во взрослом периоде, проводились в психологической школе Б.Г. Ананьева и были связаны в основном с изучением динамики развития психофизиологических функций взрослого (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. ГрищенкоРозе, Л.Н. Кулешова и др.). В русле этой же психологической школы, вслед за С.Л. Рубинштейном, было рассмотрено понятие жизненного пути как истории человека, тесно связанной с историей его времени и определены основные особенности развития личности в процессе жизненного пути. Другое наиболее развитое направление в области психологии взрослых это акмеологическое изучение субъекта деятельности (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, Л.А. Головей, А.А. Деркач, Л.А. Рудкевич и др.). Здесь изучаются факторы достижения вершин профессионализма, анализируются этапы, движущие силы и кризисы профессиональной карьеры {15}.

Множественность и разноречивость подходов связана с тем, что «психическое развитие человека является одновременно функцией биологического и исторического времени, и онтогенетическая эволюция многократно и разнообразно опосредуется историей развития личности, ее жизненным путем в обществе (Л.А. Головей, 2000). Во взрослом периоде это опосредование существенно возрастает, обусловливая высокую вариативность развития {14}. Специфика развития взрослого человека состоит в том, что он решает уже не учебные, а жизненные задачи. Взрослый всегда имеет определенное представление о собственной жизни, включающее события индивидуальнопсихологического, биологического, исторического характера и охватывающее его прошлое, настоящее и будущее. В связи с этим наиболее адекватно изучать развитие во взрослости через анализ жизненного пути, личностного развития и саморазвития, что становится особенно актуальным в эпоху социальных перемен и усложнения, интенсификации общественной жизни. В настоящее время психологическая теория и практика нуждается в разработке закономерностей изменения субъективного представления о собственной жизни в различные возрастные периоды {7}.

Вместе с тем, изучение особенностей развития в период взрослости должно строиться на общих методологических основаниях психологии развития и серьезной эмпирической базе (Б.Г. Ананьев, 2001). Исходя из генетического принципа, развитие взрослого человека должно включать как периоды накопления новых возможностей и потенций развития, так и фазы дезорганизации, перестройки сложившейся психологической системы личности (Л.И. Анцыферова, 1978), имеющие смысл критических периодов развития. Выделение стабильных и критических периодов взрослости до сих пор остается наиболее дискутивной проблемой психологии развития. Актуальность исследования кризисов взрослости связана с необходимостью более детального изучения взрослого периода развития.


0 коммент.:

Отправить комментарий